Вы попали на старую версию сайта Петрозаводского государственного университета.
Информация не является актуальной.
Для поиска актуальной информации перейдите на новую версию сайта.

Главная страница
Контакты Поиск Обратная связь Кого спросить ПетрГУ на карте Web-ресурсы
Структура Деятельность Общая информация Документы Новости Объявления Студентам Абитуриентам


Знакомство с ПетрГУ

История университета

Миссия университета

Лицензирование, аттестация, аккредитация

Устав

Программа стратегического развития ПетрГУ

Информационные материалы к отчету ректора за 2006-2010 гг.

Политика и цели ПетрГУ в области качества

Объекты ПетрГУ на картах г. Петрозаводска и Карелии

Реквизиты

Телефонный справочник

Контакты

Бренды ПетрГУ

Университет в цифрах


Хроника: 1940-1950 гг.

(по материалам книги "Петрозаводскому государственному университету 50 лет" 
под редакцией М.И.Шумилова и И.П.Покровской)



Послевоенные годы

ЦК Компартии и Совет Народных Комиссаров Карело-ФинскойССР 2 июня 1940 г. приняли постановление "Об открытии Карело-Финского государственного университета", на который возлагалась задача расширения подготовки специалистов для народного хозяйства и развития научных исследований. Руководство республики обратилось в ЦК ВКП(б) и правительство СССР с просьбой поддержать это решение. Данный вопрос 20 июня рассматривался на заседании Совнаркома СССР. Учитывая насущные потребности и перспективы развития экономики и культуры Карелии и всего Европейского Севера, Совет Народных Комиссаров СССР 10 июля 1940 г. принял постановление "Об открытии Карело-Финского государственного университета". Он создавался на базе Карельского государственного педагогического института с сохранением на первых порах действовавших в его составе четырех факультетов: историко-филологического, физико-математического, биологического и геолого-гидрогеографического.

Становление университета проходило в трудных условиях. Молодой вуз столкнулся с необходимостью решения множества неотложных проблем. Приходилось одновременно вести строительство учебных помещений и жилья для преподавателей, закупать оборудование и приборы, комплектовать библиотеку, разрабатывать рабочие планы и методические пособия.

Руководство

Организацией университета руководили разносторонне образованные и глубоко понимающие свое дело Тууре Иванович Лехен, назначенный 29 августа 1940 г. ректором, и Константин Дмитриевич Митропольский, утвержденный 14 сентября 1940 г. проректором по учебной и научной работе, работавший до этого директором педагогического института.

Профессорско-преподавательский состав

Основной костяк университетских кафедр составили преподаватели педагогического института, откуда пришли на заведование кафедрами: основ марксизма-ленинизма - канд. филос. наук, Доц. Яков Прокофьевич Голенченко (1900 -1974), истории - канд. ист. наук, доц. Ефим Семенович Гардин (р. в 1913), русского языка - канд. филол. наук, доц. Василий Иванович Алатырев (1908 - 1984), литературы - канд. филол. наук, доц. Николай Николаевич Попов (1908 -1942), математического анализа - доц. Адам Адамович Райкерус(1897 - 1964), экспериментальной физики - канд. физ.- мат. наук, доц. Виктор Александрович Михайлов (р. в 1909), химии - доц. Петр Андреевич Лупанов (1891 - 1955), зоологии беспозвоночных - канд. биол. наук, доц. Сергей Владимирович Герд (1897 - 1961), зоологии позвоночных - канд. биол. наук, доц. Михаил Яковлевич Марвин (1898 - 1978), генетики и дарвинизма - канд. биол. наук, доц. Элеонора Давыдовна Маневич (р. в 1915). Кафедру педагогики возглавил Константин Дмитриевич Митропольский, иностранных языков - Абрам Исаакович Розенман (1895 - 1975), военно-физкультурной подготовки - майор Михаил Николаевич Гурьев (ум. в 1979).

На преподавательскую работу в университет удалось привлечь видных ученых из других вузов. Они возглавили ряд ведущих кафедр: финно-угроведения - чл.-корр. АН СССР, проф. Д. В. Бубрих, геологии - докт. геол.-минерал. наук, проф. В. С. Слодкевич, физиологии растений - докт. биол. наук, проф. А. Я. Кокин, ботаники - докт. биол.наук, проф. Е. С. Степанов, физиологии животных и человека - докт.биол. наук, проф. В. В. Правдич-Неминский, теоретической физики -докт. техн. наук, проф. М. В. Мачинский.

Молодой вуз постепенно приобретал свое лицо, складывался постоянный профессорско-преподавательский коллектив на кафедрах, хотя привлекались и совместители. Университет начал работать в тесном контакте с Научно-исследовательским институтом культуры Карело-Финской ССР, научными учреждениями Москвы и Ленинграда. Университетские ученые включались в выполнение комплексных научных исследований по изучению природных богатств Карелии и Кольского полуострова. Началось планомерное изучение лесных, минеральных, водных запасов, почв, растительности, животного мира.

Вероломное нападение фашистской Германии на СССР 22 июня 1941 г. прервало мирный труд советских людей и перевернуло привычный уклад жизни. Основным смыслом жизни людей стало осуществление призыва: "Все для фронта, все для победы!".

Студенческий коллектив

В 1940 г. на первый курс было зачислено 417 юношей и девушек. В большинстве своем они имели стаж практической и общественной работы. Среди них были учителя сельских школ, библиотекари и избачи, рабочие и колхозники. Кроме первокурсников в университете продолжали обучение студенты старших курсов педагогического института.

2 сентября 1940 г. 711 студентов всех курсов приступили к занятиям. 7 сентября состоялось торжественное открытие университета.

Первый учебный год в жизни университета прошел в интенсивной организаторской и учебно-воспитательной работе. Небольшой коллектив преподавателей с привлечением ученых из Ленинграда обеспечил проведение всех видов учебных занятий в соответствии с утвержденными учебными планами. Особое внимание уделялось изучению общественных наук, начальной допризывной и военной подготовке студентов. Большинство студентов прилежно училось и готовило себя к предстоящей практической деятельности.

В середине июня 1941 г. успешно закончилась весенняя сессия. Студенты-биологи, геологи и гидрологи выехали на летнюю практику. Многие разъехались по домам.

Создание новых подразделений

На биологическом факультете при кафедре физиологии человека и животных была создана лаборатория по изучению мозговых нервных токов. Кафедра ботаники заложила основы научного и учебного гербария, который в последующие годы постоянно пополнялся, стал одним из наиболее полных по северной флоре страны и был включен в число известных гербариев мира. Кафедры физиологии растений и физиологии беспозвоночных оборудовали лаборатории по своему профилю. Кафедра генетики и дарвинизма заложила вблизи Петрозаводска экспериментально генетический питомник шелкопряда, гусеницы которого вскармливались на местном растительном сырье. Открылись новые кабинеты: физической географии, метеорологии, гидрологии и гидроэнергетики, лесоведения, истории и финно-угроведения. Профессор В. С. Слодкевич передал в дар университету ценные палеонтологическую и геологическую коллекции, составившие ядро будущего геологического музея.

Развитие материальной базы

Материальная база университета, принятая от педагогического института, была крайне невелика. Имелся один учебный корпус и шесть небольших деревянных домов для проживания студентов в так называемом "вузгородке". Для развития университета правительство СССР выделило необходимые средства, что позволило уже в 1940 г. завершить строительство первой очереди нового учебного корпуса и жилого дома для преподавателей, а также начать строительство студенческого общежития на 250 мест. Университет получил приборы и оборудование для оснащения существовавших и вновь создаваемых лабораторий и кабинетов, а также учебники и научную литературу для фундаментальной библиотеки. Особое внимание уделялось пополнению оборудованием лабораторий физико-математического и биологического факультетов.

Библиотека

Важное значение для развития университета имело комплектование фундаментальной научной библиотеки (зав. - А. К. Гаврилова). Ко времени ее открытия в библиотечном фонде насчитывалось около 50 тыс. экземпляров книг. За первый год было получено более 15 тыс. новых книг. Большую помощь в пополнении библиотеки научной литературой оказали вузы Москвы, Ленинграда и других городов страны.


В читальном зале библиотеки. 1945 г.

::: Период Великой Отечественной войны :::

Возвращение в Петрозаводск

В июне 1944 г. войска Карельского фронта начали Петрозаводско-Свирскую наступательную операцию, которая завершилась разгромом оккупантов в южной Карелии. 28 июня советские войска вступили в Петрозаводск. Осенью была освобождена от противника вся территория республики.

Коллектив Карело-Финского университета с волнением следил заходом сражений и выражал желание быстрее вернуться в родной город. В июне 1944 г. правительства СССР и Карело-Финской ССР решили начать реэвакуацию университета. 30 июля преподаватели с семьями и 171 студент, в том числе 29 выпускников, выехали из Сыктывкара и 7 августа прибыли в Петрозаводск.

В период оккупации город сильно пострадал. Здание университета представляло собой груду развалин. Погибла библиотека, было уничтожено оставшееся оборудование. По существу, все пришлось начинать сначала.

Студенты и преподаватели сразу же приступили к разборке руин и подготовке площадки для сооружения главного учебного корпуса и студенческого общежития. Ректорат комплектовал кадры преподавателей, занимался приемом на первый курс. Для проведения занятий университету было предоставлено сохранившееся здание учительского института. Благодаря дружной работе всего коллектива к началу учебного года лаборатории и кабинеты были оборудованы и подготовлены к занятиям, которые начались 2 октября. В общей сложности на четырех факультетах к ним приступило 242 студента, к концу 1944 г. их численность увеличилась до 271 человека.

Материальные условия в вузе в этот период продолжали оставаться тяжелыми, занимались в две смены. Не хватало топлива, электроэнергии, с перебоями работал водопровод, отсутствовали необходимые материалы и оборудование. Нередко из-за холода студенты сидели на лекциях в пальто. Учебу приходилось совмещать с разгрузкой барж с дровами. В этих условиях пришлось немало потрудиться, чтобы наладить учебный процесс и добиться повышения качества подготовки специалистов.


Колонна университета следует на парад Победы. 1945 г.

Летом 1945 г. отмечалось 5-летие университета. Его работу высоко оценило правительство республики: профессорам Д. В. Бубриху, С. В. Герду, В. С. Слодкевичу и зав. кафедрой химии П. А. Лупанову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки Карело-Финской ССР.

Руководство

В августе 1945 г., в связи с направлением К. Д. Митропольского на работу в Берлинский университет, ректором Карело-Финского университета был назначен доц. Виктор Сергеевич Чепурнов (р. в 1905), до этого работавший в вузах Томска и Куйбышева. Одновременно он стал заведовать кафедрой зоологии позвоночных.

В июле 1948 г., после перевода В. С. Чепурнова на другую работу в Молдавию, ректором стал канд. ист. наук Иван Семенович Яковлев (1907 - 1973), незадолго до этого окончивший Академию общественных наук при ЦК КПСС и работавший секретарем ЦК КП(б) КФССР. Талантливый лектор, демократичный и общительный человек, он быстро вошел в круг своих обязанностей и руководил университетом до1956 г. Проректорами по учебной и научной работе в первые послевоенные годы работали профессора В. С. Слодкевич и С. В. Герд, доцент М. Г. Никулин, проректорами по заочному и вечернему обучению -старшие преподаватели, опытные методисты А. С. Громов и М. Е. Луговской.

К концу первого десятилетия Петрозаводский университет сформировался как учебное заведение, способное решать ответственные задачи подготовки высококвалифицированных специалистов. Его выпускники успешно трудились в различных отраслях народного хозяйства республики и страны.

Профессорско-преподавательский состав

На преподавательскую работу в университет прибывали новые силы, которые возрождали кафедры и факультеты. Кафедру русского языка возглавил большой знаток русской словесности канд. филол. наук, доц. Борис Петрович Ардентов, кафедру литературы - канд. филол. наук, доц. Елеазар Моисеевич Мелетинский (ныне - докт. филол. наук, крупный фольклорист и этнограф, научный сотрудник Института этнографии АН СССР), кафедру физиологии человека и животных - крупный нейрофизиолог, докт. биол. наук, проф. Георгий Васильевич Попов, кафедру геоботаники - известный знаток растительности Заполярья, докт. биол. наук, проф. Борис Анатольевич Тихомиров, кафедру дарвинизма и генетики - докт. биол. наук, проф. Елпидифор Алексеевич Веселов, кафедру зоологии беспозвоночных - докт. биол. наук, проф. Евгений Михайлович Хейсин, до этого работавший деканом биологического факультета Ленинградского пединститута им. А. И. Герцена, кафедру геологии - докт. геол.-минерал. наук, проф. Владимир Федорович Пчелинцев, до этого руководивший научными исследованиями Министерства геологии СССР, кафедру теоретической физики - докт. физ.-мат. наук, проф. Ленинградского университета Палладий Палладиевич Павинский, кафедру теоретической механики - канд. физ.-мат. наук, доц. Виталий Александрович Свекло, кафедру иностранных языков - канд. филол. наук, доц. Майя Григорьевна Ударцева. В 1950 г. была возрождена кафедра педагогики. Ее заведующим стал канд. пед. наук, доц. Павел Владимирович Иванов. Обладая глубокими знаниями, жизненным опытом и человеческим тактом, они сплачивали коллективы кафедр для решения сложных и трудных задач подготовки молодых специалистов в те годы.

В составе кафедр начали работать такие видные ученые, как докт. биол. наук, проф. Иван Федорович Правдин (кафедра ихтиологии), докт. ист. наук, проф. Владимир Васильевич Мавродин (кафедра истории СССР), член Союза писателей СССР, канд. филол. наук, доц. Лидия Яковлевна Гинзбург (кафедра русской литературы) - ныне известный литературовед, лауреат Государственной премии СССР.

В преподавательский коллектив вливались молодые преподаватели из числа выпускников аспирантуры. После завершения аспирантуры Ленинградского университета прибыли историки А. Л. Витухновский и Т. В. Старостина, филологи Л. В. Павлов и М. М. Гин, физиолог, О. А. Андриайнен.

Для чтения лекций привлекались крупные ученые из центральных вузов и академических учреждений. На историко-филологическом факультете лекции читали профессора А. Я. Брюсов и Д. П. Каллистов, доценты Т. А. Ваганова и А. И. Манусевич, на биологическом факультете - профессора А. С. Лутта, Г. А. Новиков, Ю. И. Полянский, Л. М. Шульгин, на геологическом - профессора П. П. Борисов, К. О. Кратц (в дальнейшем - чл. корр. АН СССР).

Формирование студенческого коллектива

Благоприятным фактором формирования студенческого коллектива было то обстоятельство, что прием в университет проходил в условиях массовой демобилизации из армии и возвращения к учебе бывших студентов. В 1945/46 учебном году приступили к занятиям 359 студентов, в том числе около 70 участников Отечественной войны. За период с 1946 по 1950 г. общая численность студентов увеличилась с 536 до 810 человек, в том числе на дневном отделении - с 453 до 655. Однако все еще сказывалось влияние военных лет: на старших курсах студенческие группы насчитывали не более 10 - 15 человек.

Недавние воины благотворно влияли на своих товарищей, вносили в студенческую среду высокую гражданскую ответственность и чувство товарищества, дисциплинированность. Упорно продолжали учебу демобилизованные воины - историки Александр Анпилогов, Алексей Быстров, Константин Гусев, Анна Осипова, Григорий Панкрушев, Альберт Самылин, Василий Хапов, филологи Федор Балашов, Нестер Жерносеков, Иван Июдин, Эйно Карху, Николай Коренев, Александр Панкрашов, Николай Пушкин, Евгений Судаков, Андрей Хайлов, Анатолий Чехов, биолог Виталий Кисляков, геологи Николай Демидов, Андрей Овчинников, Борис Серба, Борис Юдин, математики Михаил Васьков, Борис Луговской, Иван Осипов, Георгий Самосюк.

Было установлено твердое расписание занятий, отводились часы для самостоятельной работы. Лекции, семинарские и практические занятия под руководством преподавателей стали основными формами студенческой учебы. На старших курсах были введены производственная и школьная практики, написание дипломных работ.

К научной работе кафедр привлекались студенты. После войны стали создаваться студенческие научные кружки как форма приобщения студентов к научным исследованиям. К началу 1945/46 учебного года насчитывалось 9 научных кружков. В октябре 1947 г. они объединились в студенческое научное общество (СНО). Студенты выступали с оригинальными научными сообщениями и докладами.

В 1948 г. состоялась первая студенческая научная конференция, заседания которой проходили в актовом зале и на факультетах. В числе гостей присутствовали студенты Ленинградского университета. Лучшие доклады, прочитанные на этой конференции, были опубликованы в "Сборнике научных работ студентов КФГУ" (1949 г.).

Научно-исследовательская деятельность

С возвращением университета в Петрозаводск возобновился прием в аспирантуру. Если на 1 октября 1946 г. было всего 6 аспирантов, то в 1948 г. - уже 15. Руководили ими видные ученые: финноугроведами - Д. В. Бубрих, биологами - А. Я. Кокин, С. В. Герд, Б. А. Тихомиров, И. Ф. Правдин, геологами - В. С. Слодкевич.

Преподаватели университета активно работали над повышением своей квалификации. В 1946 г. кандидатские диссертации защитили Я. А. Балагуров, П. П. Боровиков, М. Г Никулин, В. С. Чепурнов, ряд преподавателей готовили докторские диссертации.

На кафедрах проводились теоретические конференции и совещания по актуальным проблемам развития науки

Оживилась и научно-исследовательская работа. Ученые университета приступили к выполнению исследований, связанных с выявлением использованием природных ресурсов Карелии и Европейского Севера.

На кафедрах и факультетах проводились специальные заседания и конференции, посвященные итогам научной деятельности и задачам на предстоящий период. Шла перестройка тематики в направлении укрепления связи науки с производством. Количество научных тем, выполняемых учеными университета, за период с 1946 по 1950 г. возросло в три раза (в 1950 г. их было 137), а число сотрудников, занятых выполнением научных исследований, увеличилось вдвое (до 93 человек).

Геология

Ученые геологического факультета работали в тесном контакте с сектором геологии Карело-Финской научно-исследовательской базы АН СССР. По совместным планам изучались строение, состав и история формирования докембрийских и четвертичных образований, а также связанных с ними полезных ископаемых. Проф. В. С. Слодкевич, перейдя в 1946 г. на работу в сектор геологии научно-исследовательской базы, оставался зав. кафедрой геологии университета и немало способствовал воспитанию геологов, способных вести поисковую и научную работу.


Студенты в геологическом музее ПГУ с профессором В.С.Слодкевичем. 1948 г.

Ботаника и зоология

Возобновилось изучение флоры и фауны Карелии и Европейского Севера. Крупное исследование было проведено коллективом биологического факультета (кафедрами геоботаники, физиологии растений, гидробиологии и ихтиологии, зоологии позвоночных) в содружестве с учеными Карело-Финской научно-исследовательской базы АН СССР в рамках Западно-Карельской комплексной экспедиции (1948 -1953 гг.). От университета в ней ежегодно участвовали до 20 научных сотрудников, а также аспиранты и студенты. Экспедицией были собраны богатейшие материалы о природных условиях и ресурсах, о растительном и животном мире западной Карелии - слабозаселенной, экономически отсталой части республики. Эти материалы были использованы плановыми и проектными организациями в разработке перспектив промышленного освоения районов в зоне строительства Западно-Карельской железной дороги.

В 1946 г. кафедра физиологии растений совместно с Карело-Финской базой АН СССР развернула в г. Сортавала экспериментальную базу в плодово-ягодном питомнике. Этой работой руководил проф. А. Я. Кокин. Рекомендации ученых использовались при выращивании плодов и ягод в индивидуальных хозяйствах и подсобных хозяйствах предприятий. Одновременно изучалась устойчивость растений к болезням. Перу А. Я. Кокина принадлежит монография "Физиологические и анатомические исследования больного растения" (1948), а также ряд важных работ о влиянии микроэлементов на повышение урожайности зерновых и овощных культур. Кафедра морфологии и систематики растений продолжила сбор научной коллекции растений. В. Н. Чернов и Е. П. Чернова по материалам Западно-Карельской комплексной экспедиции подготовили монографию "Флора озер Карелии" (1949). Зав. кафедрой геоботаники проф. Б. А. Тихомиров организовал экспедицию с целью изучения флоры Таймыра, по результатам которой вышла его книга "К характеристике флоры западного побережья Таймыра"(1948).

Коллектив кафедры зоологии позвоночных под руководством проф. М. Я. Марвина начал изучение фауны и промысловых ресурсов Европейского Севера. Результатом этих работ стали монографии М. Я. Марвина "Млекопитающие Карелии" (1959) и проф. С У. Строганова "Определитель млекопитающих Карелии"(1949).

Под руководством зав. кафедрой гидробиологии и ихтиологии проф. С. В. Герда развернулось широкое изучение фауны водоемов и водного хозяйства Карелии. К этой работе привлекались видные ученые - профессора И. Ф. Правдин, Е. Ф. Гурьянова, В. И. Жадин, Т. И. Привольев, аспиранты и студенты. Проводилось составление биологического кадастра, разрабатывались вопросы гидробиологической классификации озер Карелии. Изданы монографии С. В. Герда "Обзор гидробиологических исследований озер Карелии" (1946), "Озера Карелии и их рыбные богатства" (1944), "Биоценозы бентоса больших озер Карелии" (1949), И. Ф. Правдина "Сиги водоемов Карело-Финской ССР" (1946), "Промысловые водоемы и рыбы Карело-Финской ССР"(1949) и др. Вышли также интересные работы В. Г. Мельянцева и О. Н. Гордеева.

Языковедение

После войны стала более разносторонней разработка актуальных проблем языка, литературы и истории Карелии, особенно исторической морфологии финно-угорских языков. Проф. Д. В. Бубрих руководил исследованиями по вопросам финно-угроведения и написал ряд ценных работ по вопросам этногенеза и истории финно-угорских народов - "Происхождение карельского народа" (1947), "Историческая фонетика удмуртского языка" (1948),"Историческая фонетика финского-суоми языка" (1948), "Грамматика литературного коми языка" (1949), "Историческая грамматика зырянского языка" (1953) и др. Под его руководством началась многолетняя работа по составлению "Диалектологического атласа карельского языка".

Литература

Филологи продолжили собирание и публикацию русского фольклора. Под редакцией В. Г. Базанова, который в 1945 г. перешел на научную работу, но оставался профессором кафедры литературы, была издана серия сборников научно-популярного характера "Библиотека русского фольклора", включающая основные жанры народного творчества. Доц. В. И. Алатырев составил "Словник-вопросник по изучению заимствованных карельских, вепсских, финских и областных слов в русских говорах Карело-Финской ССР" (1948).


К.М.Пашкова - сказительница читает былины студентам. 1941 г.

История

У историков одним из основных направлений научной деятельности стало исследование социально-экономической истории Карелии, особенно истории крестьянства и его борьбы против феодального гнета. По этой проблеме работали Я. А. Балагуров, М. Г. Никулин, Т. В. Старостина, А. С. Черевань, публикуя научные статьи в "Ученых записках" и других изданиях.

Конференции

При участии университета был проведен ряд научно-производственных конференций - по геологии и минеральным ресурсам Карело-Финской ССР (май 1945 г.), по вопросам рыбного хозяйства (октябрь 1945 г.), сельского хозяйства (февраль 1946 г.).

В феврале - марте 1949 г. коллектив университета принял активное участие в торжествах, посвященных 100-летию первого полного издания карело-финского эпоса "Калевала". На юбилейной научной сессии выступил 0. В. Куусинен. Преподаватели и студенты подготовили научные доклады и сообщения. С этого времени стали систематически проводиться научные конференции по итогам научно-исследовательской работы преподавателей и студентов университета.

Научно-просветительская деятельность

Велика была популярность университета как одного из важных центров пропаганды научных знаний. В мае 1947 г. его ученые выступили учредителями республиканского отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний (с 1959 г. - общество "Знание") и составили более половины его членов. Преподаватели и студенты читали лекции по важнейшим вопросам внешней политики, теории и практики социалистического строительства, по актуальным проблемам развития науки и техники, литературы и искусства. Университет начал оказывать помощь Институту усовершенствования учителей. В стенах университета проводились различные научные конференции, посвященные крупным, научным проблемам, историческим событиям.

Создание новых подразделений

В результате проделанной работы удалось укрепить существующие и создать новые кафедры, лаборатории и кабинеты. К началу 1950 г. число кафедр в университете возросло до 17 (против 6 в 1946 г.). Численность преподавателей достигла 80 человек, среди которых было 5 докторов наук, профессоров, и 30 кандидатов наук, доцентов. Это позволило наладить учебный процесс, улучшить фундаментальную и профессиональную подготовку студентов.

Вскоре после окончания войны удалось развернуть геоботанический, зоологический и геологический музеи. Собранная при активном участии проф. В. С. Слодкевича и ст. преподавателя А. Л. Меленевского геологическая коллекция музея насчитывала более 3500 экспонатов, что позволило создать в музее отделы минералогии и петрографии, палеонтологии и исторической геологии и полезных ископаемых Карелии. Музеи служили не только учебным целям, но и вели популяризаторскую работу среди школьников и трудящихся города.

Одновременно с восстановлением учебно-материальной базы создавались новые кафедры, шло комплектование профессорско-преподавательского состава. В 1945 г. преподавательскую работу в университете вели 4 профессора, 13 кандидатов наук и до 20 преподавателей без ученых степеней. После окончания войны стали возвращаться демобилизованные из армии фронтовики. Вновь приступили к работе преподаватели: политической экономии - М. Г. Никулин, истории - Е. С. Гардин и А. Б. Ратнер, физики - Ф. М. Демехин, математики -А. Ф. Ипатов.

Несмотря на нехватку преподавателей, университет оказал большую помощь вновь создаваемой Карело-Финской научно-исследовательской базе АН СССР, направив на укрепление ее подразделений ученых В. С. Слодкевича, В. С. Бубриха, В. Г. Базанова, Я. А. Балагурова, Е. С. Гардина, которые одновременно сотрудничали и с университетом. Туда же активно направлялись и выпускники первых послевоенных лет.

Развитие материальной базы

В 1946 г. строители завершили восстановление разрушенной части главного учебного корпуса, а в начале 1947 г.- строительство студенческого общежития на 250 мест (на ул. Анохина). В новый корпус перешли историко-филологический и физико-математический факультеты, библиотека, ректорат и хозяйственная часть. Геологический и биологический факультеты продолжали заниматься в здании учительского института. В 1949 г. вступила в строй вторая часть университетского здания, что позволило сосредоточить в нем учебную и научную работу всех факультетов. Здесь же разместилась и фундаментальная библиотека. Много сил в восстановление университета вложил проректор по административно-хозяйственной работе Василий Яковлевич Амелюшкин, работавший здесь со времени основания вуза.

Большую помощь университету научным оборудованием, литературой, различными экспонатами оказали Ленинградский, Московский, Свердловский и Тартуский университеты, Башкирский, Вологодский, Коми и Удмуртский педагогические институты. За 1945 - 1946 гг. книжный фонд библиотеки университета, которой руководила О. А. Кодлубовская, пополнился 40 тыс. наименований научной литературы и к 1947 г. насчитывал 55 тыс. экземпляров книг.

Издательская деятельность

В 1946-1947 гг. были изданы первые тома "Ученых записок" университета (5 выпусков). Начиная со второго тома, "Ученые записки" издавались отдельными тематическими выпусками - по историческими филологическим, геологическим, биологическим и физико-математическим наукам. С 1948 г. стали издаваться "Труды университета". Всего за 1946-1949 гг. было подготовлено к изданию 22 сборника научных трудов и издано 12 учебников и монографий общим объемом около300 печатных листов.

В мае 1945 г. состоялась первая научная сессия университета, по итогам которой было издано два сборника статей под общим названием "Природные ресурсы, история и культура Карело-Финской ССР"

Деятельность общественных организаций

Возобновилась деятельность общественных организаций. Они развернули активную работу по восстановлению университета, совершенствованию учебно-воспитательного процесса, развитию научных исследований.

Профсоюзную организацию студентов возглавляли участники Отечественной войны студенты Алексей Быстров и затем Иван Осипов.

В университете действовали различные кружки художественной самодеятельности, драматический коллектив. В числе активных организаторов художественной самодеятельности следует назвать Елизавету Гудясову, Галину Зайцеву, Тамару Карачун, Валентина Колчина, Нинолая Коренева, Адель Мантере, Ивана Морева, Людмилу Москалеву, Виктора Птицына, Юрия Фалинова, Анну Филиппову, Ефрема Рыбака.

Физкультура и спорт

Большое значение придавалось развитию физкультуры и спорта. Многие студенты занимались в спортивных секциях, увлекались легкой атлетикой, волейболом, фехтованием, стрельбой, лыжными гонками, участвовали в различных спортивных соревнованиях.

Питомцы университета


Студенты у входа в ПГУ. 1949 г.

За первое десятилетие своей деятельности университет подготовил 348 специалистов, в том числе учителей истории - 86, русского языка и литературы - 58, финского языка и литературы - 3, физики - 15, математики - 26, биологии - 98, геологов - 62. Многие выпускники тех лет стали известными учеными, преподавателями; новаторами производства.

Питомцы историко-филологического факультета И. С. Галкин, Э. Г. Карху, И. П. Лупанова, Г. А. Панкрушев, Л. В. Суни, Р. В. Филиппов, М. И. Шумилов стали докторами наук, Г. А. Богданова, Т. Г. Доля, Е. П. Еленевский, А. С. Жербин, В. Е. Злобина, Н. А. Золина, Г. П. Июдин, М. Я. Кривонкина, М. Э. Куусинен, А. А. Мантере, Н. А. Митькин, К. А. Морозов, Г. А. Нефедова, М. Ф. Пахомова, Л. П. Разумова, А. И. Смирнов, Н. А. Малявкина, В. С. Суханова, С. П. Сюнев, Р. Ф. Тароева, В. Н. Тимофеева, А. И. Хайлов, А. Г. Хурмеваара, А. А. Шпак, Б. А. Юргенс - кандидатами наук. Они успешно трудились в вузах и научных учреждениях Петрозаводска, Москвы, Ленинграда и других городов страны. В. С. Алексина, А. П. Гусева, Д. Н. Музалев получили высокое звание заслуженного учителя школы РСФСР, Е. И. Кикинова, В. В. Лузгин, Л. Г. Савинов - заслуженного учителя школы республики, К. А. Гусев - заслуженного работника культуры РСФСР и КАССР.


Мария Кривонкина - студентка ИФФ, сталинская стипендиатка. 1947 г.

Выпускники физико-математического факультета, защитившие кандидатские диссертации, стали преподавать в вузах: К. А. Иойлеваи М. А. Соломещ - в Петрозаводском университете, Г. П. Самосюк - в Ленинградском университете, С. Г. Селиванова - в Московском физико-техническом институте. На преподавательской работе в университете хорошо зарекомендовали себя М. П. Васьков, 3. Н. Ершова, Т. А. Шевелина, И. Б. Цоппе, Н. К. Яковлев. Физик Е. Ф. Муравьев после окончания университета работал секретарем парткома и директором завода тяжелого машиностроения в г. Сызрани, а затем председателем Куйбышевского облисполкома и первым секретарем Куйбышевского обкома КПСС. А. В. Матвеев стал кандидатом техн. наук, лауреатом Государственной премии СССР, заместителем генерального директора НПО "Радиофизика". Немало выпускников факультета трудилось в школах Карелии, их труд был отмечен правительственными наградами. Заслуженными учителями школы республики стали М. А. Журавлева, Л. И. Зловидова, К. А. Соснов.

Воспитанники биологического факультета М. М. Белькова, Х. Е. Лайдинен, Н. В. Лебедева, М. П. Лобкова, М. П. Миронова, Л. Д. Музалева, М. Н. Русанова, Е. П. Чернова, М. В. Чехонина, защитив кандидатские диссертации, стали работать в Петрозаводском университете, Н. А. Мовчан, А. М. Пономарева - в Ленинградском университете, сестры Мария и Матрена Поливанные - в Киевском университете, А. И. Гущина - в Белорусском университете. Многие выпускники биологического факультета (В. А. Кисляков, А. А. Егорова, М. Б; Григорьева, А. А. Комулайнен, Н. И. Ласси, В. А. Минкина, Ю. Е. Планкевич, Е. Г. Чеснокова), став кандидатами и докторами наук, трудились в научных учреждениях АН СССР и АМН СССР. Успешно работали учителями в школах Карелии В. Б. Афанасьева, В. А. Горбачева, Е. М. Харчук, К. М. Хоменко, 3. А. Ригина, Е. Д. Фомина.

Выпускники геологического факультета тех лет И. Д. Батиева, А. В. Востряков, А. И. Елисеев, В. И. Лебедев, В. А. Соколов, В. М. Чернов стали докторами геол.-минерал. наук; В А.. Блинов, Л. П, Галдобина, В. В. Гурьева, А. В. Дуркина, К. А. Ермакова, К. А. Инина,М. Ф. Коновалова, В. А. Костин, 3. П. Майская, В. А. Назарова, Р. П. Осипова, Г. Я. Островская, А. С. Пекки, В. И. Робонен, М. М. Стенарь, Д. М. Томова (Мальцева), Н. Н. Фотиева, Ф. В. Червочкина, А. А. Черепанов, А. Н. Шулепова, Б. А. Юдин - кандидатами наук. В. А. Соколов работал директором Института геологии Карельского филиала АН СССР, а затем председателем президиума филиала. В. М. Чернов и И. Д. Батиева заведовали лабораториями в институтах геологии Карельского и Кольского филиалов АН СССР. А. И. Елисеев руководил научными исследованиями в Тимано-Печорском крае, В. И. Лебедев - в Ленинграде, А. В. Востряков - в Саратове. Кандидаты наук В. А. Блинов, К. А. Ермакова, В. А. Назарова, Н. Н. Фотиева и Ф. В. Червочкина работали в научно-исследовательских институтах Москвы; Л. П. Галдобина, К. А. Инина, В. А. Костин, А. С. Пекки, В. И. Робонен, М. М. Стенарь и Б. А. Юдин - в Институте геологииКарельского филиала АН СССР и в геологических экспедициях на территории Карелии и прилегающих к ней районов; В. В. Гурьева, А. В. Дуркина, М. Ф. Коновалова, 3. П. Майская, Р. П. Осиповаи Д. М. Томова (Мальцева) - в Тимано-Печорском крае и Приуралье; Г. Я. Островская - на Урале, в Поволжье и на Кавказе, А. А. Черепанов - в Средней Азии и Архангельской области.

 

Последнее обновление: 20.12.2007  
 



Rambler's Top100 © ПетрГУ, 1995-2015
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Редакционный отдел: redactor@petrsu.ru, пр. Ленина, 33, каб. 216, 71-32-62
Техническая поддержка: websupport@petrsu.ru, пр. Ленина, 33, каб. 132, 71-96-91