Вы попали на старую версию сайта Петрозаводского государственного университета.
Информация не является актуальной.
Для поиска актуальной информации перейдите на новую версию сайта.

Главная страница
Контакты Поиск Обратная связь Кого спросить ПетрГУ на карте Web-ресурсы
Структура Деятельность Общая информация Документы Новости Объявления Студентам Абитуриентам


Знакомство с ПетрГУ

История университета

Миссия университета

Лицензирование, аттестация, аккредитация

Устав

Программа стратегического развития ПетрГУ

Информационные материалы к отчету ректора за 2006-2010 гг.

Политика и цели ПетрГУ в области качества

Объекты ПетрГУ на картах г. Петрозаводска и Карелии

Реквизиты

Телефонный справочник

Контакты

Бренды ПетрГУ

Университет в цифрах


Хроника: 1986-1990 гг.

(по материалам книги "Петрозаводскому государственному университету 50 лет" 
под редакцией М.И.Шумилова и И.П.Покровской)

С середины 80-х годов началась перестройка во всех сферах жизни советского общества. Она проходила сложно, противоречиво, болезненно. Высшая школа продолжала испытывать большие трудности, так как не был преодолен остаточный принцип в подходе к ее развитию Принятые постановления не внесли существенных изменений в работу вузов. В обществе снижался авторитет интеллектуального труда, что вызывало глубокую озабоченность и большую тревогу за судьбу высшего образования, за обучение и воспитание молодежи, от которой в значительной степени зависит успех перестройки и будущее страны.

До этого времени Петрозаводский университет развивался в рамках той структуры, которая сложилась в предшествующий период. Происходили лишь частные изменения, вызванные потребностями развития самого университета и подготовки кадров по отдельным специальностям, однако они не затрагивали сложившейся ранее структуры специальностей и планов приема студентов.

Однако перестройка шла непросто. Существенные недостатки вскрылись в подготовке специалистов на заключительном этапе обучения. Государственные экзаменационные комиссии отмечали неумение студентов писать и защищать свои дипломные работы, вести дискуссию на защите, аргументировать принятые решения, в отдельных проектах встречались нарушения ГОСТов , а также недостатки оформления, особенно справочно- библиографического аппарата. Выявилась необходимость более глубокого изучения правовых вопросов хозяйственной деятельности предприятий на современном этапе, усиления междисциплинарных связей.

Имелись трудности в развитии контактов с отраслями, базовыми предприятиями, совхозами. Ведомственная администрация, привыкшая получать выпускников бесплатно и видевшая в студентах лишь даровую рабочую силу, не хотела менять старые формы отношений с университетом.

Наиболее сложно развивался процесс гуманизации образования и формирования духовной культуры студентов. Прежние формы и методы воздействия на молодежь уже не достигали своей цели, а новые -только еще вырабатывались. Поэтому наблюдались утрата лучших культурных традиций и идеалов значительной частью молодых людей. Предстояло осуществить комплекс мер, направленных на воспитание у студентов высоких духовных запросов, нравственности, качеств интеллигента и гражданина.

Перестройка способствовала также повышению роли университета в решении насущных научных проблем и в первую очередь задач ускорения научно-технического прогресса. В университете были определены основные направления и тематика научных исследований, задания коллективам кафедр и факультетов на, XП пятилетку и на период до 2000 г.

В 80-е годы в Петрозаводском университете, как и во всех вузах страны, начались перемены, направленные на коренное улучшение качества подготовки специалистов. Коллектив стремился реально оценить сложившееся положение, наметить эффективные меры по совершенствованию обучения и воспитания студентов. Это оживило работу кафедр и факультетов, всех общественных организаций. Развитие демократизации и гласности способствовало выявлению имеющихся недостатков, развитию новых форм учебно-воспитательного процесса. Больше стало непосредственных контактов между преподавателями и студентами. На основе заключения договоров о подготовке специалистов крепли связи с производством.

Новые задачи подготовки специалистов

В целях улучшения качества приема на первый курс университет с 1986 г. начал вести целенаправленную профориентационную работу в школах республики. Это способствовало привлечению на технические специальности наиболее подготовленных юношей и девушек, проявивших склонность к избранной специальности. Повысился конкурс, составив в 1989 г. в среднем более 2 чел. на одно место.

В коллективе шла выработка концепции университетского образования, предусматривающей соединение теоретической и прикладной подготовки, дифференцированный подход к обучению выпускников для педагогической, исследовательской и производственной деятельности. Общеуниверситетский методический совет и факультетские методические комиссии ориентировали кафедры на обновление содержания обучения и форм работы, на повышение академической активности студентов и развитие их самостоятельности. По этим проблемам состоялся ряд межвузовских учебно-методических конференций. В сентябре 1988 г. прошла межвузовская научно-методическая конференция обществоведов по вопросам внедрения активных форм и методов обучения в преподавание общественных наук, в мае 1989 г.- всероссийская научно-методическая конференция по вопросам активизации научной работы вечерников и заочников, в ноябре того же года - межвузовская научно-практическая конференция по проблемам подготовки учительских кадров в университетах.

Руководство

В условиях демократизации и гласности, при участии студентов, прошли выборы деканов факультетов. Деканом физического факультета был избран доц. В. А. Гуртов, математического - доц. А. А. Печников, биологического - проф. Э. В. Ивантер, исторического -доц. Г. Д. Корнилов, филологического - проф. 3. К. Тарланов, экономического - доц. В. Б. Акулов, лесоинженерного - доц. В. П. Нефедов, строительного - доц. А. И. Шишкин, сельскохозяйственного - ст. преподаватель Н. А. Онищенко, медицинского - проф. А. И. Шевченко. В марте 1988 г. расширенный ученый совет заслушал отчет ректора проф. М. И. Шумилова о его деятельности и определил программу развития ПГУ в условиях перестройки. На кафедрах, советах факультетов и университета живо обсуждались конкретные меры по перестройке работы. Они касались всех сторон жизни университета.

Профессорско-преподавательский состав

При проведении конкурсного замещения должностей профессорско-преподавательского состава учитывались профессионализм, уровень психолого-педагогической и методической грамотности, научно-исследовательская деятельность преподавателей. Ежегодно более 20% из них направлялись на стажировку, факультеты повышения квалификации, получали творческие отпуска. Все преподаватели инженерных факультетов обучались применению вычислительной техники в преподавании конкретных дисциплин. В 1986 - 1990 гг. 12 преподавателей защитили докторские и более 50 - кандидатские диссертации. Докторами наук стали А. И. Афанасьева, А. Е. Болгов, 0. Г. Воробьев, В. Н. Захаров, А. В. Иванов, Э. С. Карванен, Е. М. Неелов, Я. Я. Татти, А. Д. Хахаев, Ю. Д. Хромой, А. Ч. Чигогидзе, 0 Н. Шиврин. За успехи в подготовке специалистов профессорам Р. И. Аюкаеву, А. Е. Болгову, И. А. Болотникову, В. Н. Валяеву, Э. В. Ивантеру, В. П. Орфинскому было присвоено звание засл. деятель науки КАССР, профессорам Г. Б. Берлинеру и Н. И. Григовичу, доцентам А. Ф. Романову и А. П. Толпинскому - звание засл. врач КАССР, преподавателю Е. М. Прокопчуку - звание засл. учитель школы КАССР, доценту Л. И. Мальчукову - звание засл. работник культуры КАССР, докт. мед. наук Я. Я. Татти и канд. мед. наук Р. И. Мельцеру - звание засл. рационализатор и изобретатель КАССР, доц. В. Г. Симагину - звание засл. строитель КАССР. Доля научно-педагогических кадров с учеными степенями и званиями увеличилась с 57 до 59%. В 1989 г. в университете работало 44 доктора наук, профессора и 330 кандидатов наук, доцентов.

Изменение структуры университета

В 1986 г. был упразднен общетехнический факультет, а контингент вечерников и заочников передан на соответствующие технические факультеты. В том же году физико-математический факультет разделился на два самостоятельных факультета - физический и математический, а историко-филологический - на исторический и филологический факультеты. С 1987 г. начался раздельный прием на педагогическое и производственное отделения по специальностям "математика" и "физика", на факультете ПГС открылись специализации инженер-строитель -пользователь систем автоматизированного проектирования (САПР) и инженер-строитель по реставрации памятников деревянного зодчества. В 1988 г. на физическом факультете прошел первый набор на специальность "физическая электроника". В 1990 г. началась подготовка историков с углубленным изучением иностранного языка. В эти годы на базе существующих кафедр были созданы новые - прикладной математики и кибернетики, информатики и математического обеспечения ЭВМ, электронных и ионных приборов, зоологии и экологии, биологической и органической химии и биотехнологии.

Учебный процесс

Наметились позитивные изменения в содержании и методах обучения: на факультетах были пересмотрены и обновлены учебные и рабочие планы в целях усиления фундаментальной подготовки и сокращения обязательных аудиторных занятий, прежде всего лекций; внедрялись активные формы обучения, индивидуальные консультации. Учитывалась специфика факультетов. В учебном плане, разработанном на историческом факультете, соблюдалась синхронность в изучении исторических и смежных дисциплин; на филологическом факультете больше внимания стало уделяться языковой подготовке, на биологическом и физическом факультетах - привлечению студентов к выполнению научных исследований. На факультете ПГС удалось объединить различные практики в одном семестре и направить студентов на более продолжительный срок на стройки для практического освоения строительного производства. В целях практической подготовки студентов по современным методам хозяйствования на экономическом и инженерных факультетах с 1988 г. было организовано изучение документов по новой хозяйственной реформе. На каждом факультете с учетом мнения студентов шли поиски методов совершенствования образования.

Учебные занятия стали все больше ориентироваться на активное, творческое освоение материала. Резко сокращались описательные курсы. Их заменяли самостоятельная работа студентов над программным материалом под руководством преподавателей, а также моделируемые лабораторные практикумы, активные виды обучения: деловые игры, анализ производственных ситуаций. Часть занятий переносилась на базовые предприятия. На лесоинженерном и строительном факультетах открылись кабинеты систем автоматизированного проектирования.

Деканаты и кафедры стали больше заниматься организацией самостоятельной работы студентов.

Успех работы во многом зависит от согласованности функционирования всех звеньев, подразделений, служб управления университета, анализа происходящих процессов и принятия своевременных и правильных решений. Учитывая это, ректорат добивался внедрения подсистем комплексной программы Минвуза РСФСР "АСУ-вуз". Это позволило лучше организовать профориентационную работу среди школьников и студентов, контроль за ходом учебы и выполнением научных исследований, а также управление всем учебно-научно-воспитательным процессом. Большая заслуга в разработке и внедрении комплексной программы в университете принадлежит проректору по учебной работе В. Н. Васильеву и начальнику ИВЦ Н. С. Рузановой.

Информатизация

Улучшилось оснащение учебного процесса современной вычислительной техникой. В 1986 - 1989 гг. было оборудовано 6 дисплейных классов, в 1989 г. установлены новые ЭВМ EC-1035, СМ-1700, персональные компьютеры, что позволило расширить доступность вычислительной техники и довести затраты дисплейного времени на одного студента в год до 60 часов по специальности "физика", до 50 часов - по специальности "математика", до 40 часов - по инженерным специальностям. В среднем на одного студента ПГУ приходилось до 20 часов дисплейного времени. В дисплейных классах занимаются также учащиеся школ, СПТУ и техникумов города.

Ректорат проявлял заботу об оснащении лабораторий и кабинетов новым оборудованием. За 1986 - 1989 гг. на эти цели было израсходовано более 4 млн. рублей, основные фонды университета достигли 25 млн. рублей. Однако машин и оборудования, особенно вычислительной техники, все еще не хватало.

Научно-исследовательская деятельность

Объем исследований по естественным и техническим наукам увеличился с 1,8 млн. рублей в 1986 г. до 2,5 млн. в 1989 г., в том числе по хозяйственным договорам - соответственно с 1,6 до 2 млн. рублей Университет участвовал в выполнении 21 комплексной научно-технической программы ГКНТ, АН СССР, Минвуза РСФСР и Госкомитета СССР по народному образованию. Их реализация давала существенный экономический эффект.

Дальнейшее развитие получило научное обслуживание в рамках межвузовской кооперации в Северном регионе, особенно по вопросам охраны и рационального использования природных ресурсов. Объем работ по научному обслуживанию народного хозяйства КАССР в 1988 г. составил 742,5 тыс. рублей.

В 1986 - 1988 гг. работы преподавателей университета демонстрировались на ВДНХ СССР. В 1987 г. за экспонат "Автоматизированный проблемно-ориентированный измерительно-вычислительный комплекс (спектропироколориметр)" авторы награждены серебряной и бронзовой медалями и 12 человек - дипломами участников ВДНХ. За экспонат "Лункообразователь-2 для лесных культур" авторы были отмечены бронзовой медалью и тремя дипломами участников ВДНХ. В 1988 г. серебряной медали ВДНХ удостоена разработка "Профориентация".

По результатам НИР в 1986 - 1988 гг. подано 130 заявок на предполагаемые изобретения, получено 37 положительных решений о выдаче авторского свидетельства и 33 авторских свидетельства. Экономический эффект от разработок, внедренных в народное хозяйство, в 1986 - 1988 гг. составил свыше 1 млн. рублей.

В 1988 г. проведена большая работа по переводу хоздоговорных НИР на хозрасчет. Разработаны положения о внутривузовском хозрасчете, о работе НИСа в условиях самофинансирования, избран совет трудового коллектива НИСа. Заключены хозяйственные договоры с предприятиями и ведомствами на 1,7 млн. рублей. С 1 января 1989 г. коллектив НИСа перешел на хозрасчет и самофинансирование.

Филология

Основное внимание литературоведов и лингвистов было направлено на изучение творческого наследия русских и зарубежных писателей, языка русского фольклора, вопросов грамматики и лексикологии русского, финского и карельского языков. Творчеству Ф. М. Достоевского посвящена монография В. Н. Захарова "Система жанров Достоевского: типология и поэтика" (1985), вопросы устного народного творчества и научной фантастики рассматривались в монографиях Е. М. Неелова "Волшебно-сказочные корни научной фантастики" (1986), "Сказка, фантастика, современность" (1987). По актуальным вопросам литературоведения и языкознания подготовлены и изданы сборники "Проблемы детской литературы" (1987), "Жанр и композиция литературного произведения" (1988), "Язык русского фольклора" (1988), в которых освещаются новые аспекты взаимодействия традиций и новаторства в советской детской литературе, анализируется жанровое содержание отдельных произведений Г. Р. Державина, А. К. Толстого, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, К. М. Фофанова, Н. Ф. Федорова, А. С. Грина и других писателей, подводятся итоги изучения языка русского фольклора за последние два десятилетия. В 1988 г. опубликована монография 3. К. Тарланова "От слова - к образу". Л. И. Мальчуков участвовал в выпуске сборника произведений Гете. Д. Н. Колесова подготовила первое в Карелии издание произведений В. П. Крапивина.

Языкознание

Преподаватели кафедры финского языка выпустили дополненное издание школьного учебника финского языка (1988), несколько учебных пособий для студентов. П.М. Зайков издал монографию "Бабинский диалект саамского языка" (1987). В содружестве с преподавателями Хельсинского университета М.И. Муллонен завершила подготовку учебника финского языка для начинающих в двух частях.

Математика

Укрепление математических кафедр квалифицированными кадрами позволило оживить научную работу в области математических наук. Сформировалась сильная группа математиков, работающих в таких областях фундаментальной математики, как общая топология, дифференциальная геометрия, функциональный анализ, теория функций комплексного переменного, алгебра и теория чисел.

Математики вели также прикладные исследования по математическому моделированию, математическому и программному обеспечению задач АСУ, управлению производственными процессами на целлюлозно-бумажных предприятиях, ими смоделированы процессы распространения в атмосфере и водоемах выбросов промышленных предприятий и подготовлено программное обеспечение решения ряда задач. Изучались вопросы оптимизации функционирования программных систем. Этими исследованиями плодотворно занимались докт. технических наук, проф. В. И. Чернецкий, кандидаты физ.-мат. наук В. А. Кузнецов, А. А. Печников, Н. С. Реттиев, Г. С. Сиговцев, А. В. Соколов.

Физика

На физическом факультете успешно продолжались исследования по актуальным проблемам физической электроники и физики твердого тела. В эти годы получен ряд серьезных результатов в области физики электронно-атомных столкновений и газового разряда, что крайне важно для разработки современного вакуумного, лазерного и спектроскопического оборудования. По этим проблемам активно работали доценты А. Д. Хахаев, Ю. Д. Хромой (ныне доктора физ.-мат. наук), Л. А. Луизова, В. И. Сысун. Разработки кафедры физической электроники демонстрировались на ВДНХ, внедрялись в серийное производство, выполнялись по государственному заказу для ведущих научно-исследовательских учреждений.

Интересные работы проводились по изучению структуры и физических свойств твердых тел, активно исследовались основные элементы микроэлектроники - МДП структуры. Этими вопросами занимались докт. физ.-мат. наук 0. Н. Шиврин, кандидаты физ.-мат. наук В. А. Гуртов, В. А. Лалэко, В. В. Петрова, А. Д. Фофанов. Материалы исследований публиковались в отечественных и зарубежных научных журналах, в сборниках "Физика окисных пленок" (1987, 1988). Они использовались также при производстве конденсаторов и интегральных микросхем.

Экология и природопользование

Ученые биологического и сельскохозяйственного факультетов большое внимание уделяли проблемам охраны окружающей среды и рационального природопользования. Кафедра зоологии и экологии совместно с Кончезерской биологической станцией изучала биологические основы повышения продуктивности карельских озер Кончезерской группы. В результате многолетних наблюдений выявлены гидрологические и гидрохимические показатели Пертозера, установлены количественные и качественные параметры популяций фито- и зоопланктона, бентоса и массовых видов рыб. Прослежено загрязнение водоема от стоков сельскохозяйственного производства. Разработанные рекомендации переданы заинтересованным организациям для практического использования.

Проводилась биологическая оценка влияния промышленных стоков на рыб и водных беспозвоночных, разрабатывались нормативы предельно допустимых концентраций различных химических реагентов из числа нефтепродуктов, продуктов органического синтеза и полимеров, компонентов сульфатно-целлюлозных сточных вод. Результаты передавались ведомствам и в научно-технический совет Главрыбвода для использования на территории СССР. Этими исследованиями занималась группа сотрудников в составе докт. биол. наук Л. П. Рыжкова, кандидатов биол. наук А. Ф. Самылина, В. П. Моисеевой, Л. Г. Курзыкиной. В 1987 г. вышла монография Л. П. Рыжкова "Озерное товарное рыбоводство" содержащая результаты многолетних наблюдений автора.

Группа ученых во главе с проф. Э. В. Ивантером изучала популяционную экологию мелких млекопитающих в естественных и антропогенных ландшафтах таежного Севера. Ими был собран материал о жизни популяции в Приладожье. Э. В. Ивантер подготовил второе издание книги "Млекопитающие" (1986) и издал серию книг "Животный мир Карелии" (1987).

По общим проблемам природопользования, а также экологического прогнозирования вышел межвузовский сборник "Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды" (1986). На биологическом факультете создан научный экологический центр.

Научно-исследовательская работа кафедр сельскохозяйственного факультета развертывалась в рамках комплексных программ: "Земля-90", "Нечерноземье", "Агрокомплекс" и согласовывалась с планами научных исследований Мордовского университета, Ленинградского сельскохозяйственного института, Вологодского молочного института и других учебных и научных учреждений.

В рамках межведомственной программы "Агрокомплекс" изучались содержание микроэлементов в почвах Карелии, эколого-физиологические особенности местных и интродуцированных растений и производился отбор лучших сортов для районирования, разрабатывались научно обоснованные системы земледелия и животноводства для КАССР. Изучались также причины неудовлетворительной работы осушительных систем Шуйской равнины, продуктивность злаковых трав в чистых и смешанных посевах, выводились наиболее ранние сорта картофеля и овощей в открытом и закрытом грунтах. П. И. Мавричев издал книгу "Полеводу Карелии" (1988), Ю. С. Корнеев (в соавторстве) - "Интенсивные технологии - на поля Карелии" (1988).

Ботаника

Основная тема исследований кафедры ботаники и физиологии растений - по-прежнему "Биологические основы устойчивости местных и интродуцированных лекарственных растений". Зав. кафедрой проф. А. В. Штанько, занимаясь выращиванием рапса, подготовил и издал ряд работ, в которых обобщил данные по внедрению в практику этой ценной кормовой культуры: "Рапс - высокоурожайная белковая культура" (1987), "Зеленый конвейер" (1989) и др. Материалы о гербарной коллекции, собранной сотрудниками кафедры и студентами, опубликованы в "Красной книге Карелии" (1985).

Химия

На кафедре биологической и органической химии и биотехнологии продолжалась работа по теме: "Биологическая роль микроэлементов в организме человека и животных" и одновременно изучались изменения функций иммунной системы организма в процессе адаптации к среде обитания. Проф. И. А. Болотников в соавторстве опубликовал книгу "Физиолого-биохимические основы иммунитета сельскохозяйственной птицы" (1987) и учебные пособия "Иммунология. Иммунитет. Иммунологические реакции" (1987), "Механизмы химических реакций" (1988).

Зоотехния

Особое внимание уделялось совершенствованию племенных и продуктивных качеств местного скота. Кафедра зоотехнии под руководством профессоров А. Е. Болгова и Е. П. Кармановой проводила работу по созданию стада молочного типа путем скрещивания на базе айрширской породы.

Медицина

Исследования кафедр медицинского факультета были направлены на поиск оптимальных путей сохранения работоспособности и здоровья людей. Проф. А. П. Зильбер, занимаясь проблемой функциональной оценки поражений легких при критических состояниях, предложил методику респираторной физиотерапии при хронической дыхательной недостаточности, которая улучшает дыхание и газообмен, сокращает продолжительность лечения больных. Им опубликована монография "Респираторная терапия в повседневной практике" (1986).

Под руководством проф. 3. В. Зиминой и при содействии лечебных учреждений проводилась диагностика и профилактика ранних проявлений нарушений кровоснабжения мозга при артериальной гипертонии у работников промышленных предприятий. Обследования имели целью взять на диспансерный учет и проводить лечение лиц, которые не оценивают состояние своего здоровья и не лечатся.

Многолетние исследования предраковых изменений и рака желудка и предстательной железы, проводимые проф. В. А. Самсоновым, позволили ему описать структурные и биологические особенности различных форм рака, а также изменения при противоопухолевой терапии, метастазах рака, дать сведения об опухолях спорного и неясного гистогенеза. Издательство "Медицина" опубликовало книги В. А. Самсонова "Опухоли и опухолевидные образования предстательной железы" (1985), "Опухоли и опухолеподобные образования желудка" (1989).

Значительный вклад в практику здравоохранения внесли хирурги доктора медицинских наук Е. С. Карашуров, Э. С. Карванен, В. П. Клещевникова, И. Н. Григович, Я. Я. Татти.

Коллектив кафедры общей хирургии под руководством проф. Е. С. Карашурова, исследуя причины заболевания бронхиальной астмой, методы ее лечения, включая хирургические, применял иммуностимуляторы в клинической практике, что дало положительные результаты. Состоялся ряд научно-практических конференций хирургов Карелии и Всесоюзного научного центра хирургии АМН СССР. На кафедре возник научный коллектив, занимавшийся хирургическим лечением бронхиальной астмы, который разработал показания и противопоказания к оперативному лечению больных бронхиальной астмой методами гломэктомии и денервации корня легкого. Изданы методические рекомендации для вузов и НИИ Минздрава РСФСР (1988).

Зав. кафедрой хирургических болезней № 1 Э. С. Карванен изучал биохимические свойства эластических сосудистых заменителей после реконструкции артериальных сосудов и успешно применял в хирургии сосудистых заболеваний свою методику. Я. Я. Татти предложил методику выкраивания трубчатого трансплантата из стенок желудка при хирургическом лечении повреждений пищеварительного тракта.

Зав. кафедрой педиатрии и детской хирургии проф. И. Н. Григович на основе изучения современных принципов установления причин острых болей в животе у детей опубликовал монографии "Редкие хирургические заболевания пищеварительного тракта у детей" (1985) и с соавторами - "Неотложная помощь в педиатрии" (1987).

Профессора И. М. Менделеев, В. И. Петровский, Л. А. Самородинова, 0. И. Яхонтова, Р. В. Смирнов, доц. Ф. А. Мисюн вели исследования по региональным медико-биологическим аспектам реактивности, адаптации и реабилитации человека, особенно при повреждении биологических структур под действием электромагнитных полей и ионизирующего излучения, при лечении больных лейкозами и лимфогранулематозом, атеросклерозом, с заболеваниями печени, поджелудочной железы. Их рекомендации нашли широкое применение в медицинской практике.

Исследования прикладного характера

Учитывая запросы промышленных предприятий и строительных организаций, технические кафедры сосредоточились на решении задач, связанных с выполнением региональных программ "Интенсификация-90", "Жилище-90", "Качество-90", "Лес" и др. На факультете ПГС были разработаны и переданы в Госстрой КАССР технические рекомендации по проектированию и строительству фундаментов в плотных моренных грунтах, велись работы по производству цемента из вскрышных пород Костомукшского горнообогатительного комбината, по созданию монолитных железобетонных и бетонных конструкций из шунгизита (доц. В. Г. Симагин). Кафедра водоснабжения, канализации и гидравлики вела исследования по проблемам рационального использования водных ресурсов и охраны окружающей среды. Докт. техн. наук Р. И. Аюкаев дал рекомендации по сооружению системы водопользования и очистки воды для водопровода Петрозаводска, а докт. техн. наук 0. Г. Воробьев предложил оригинальную методику оценки влияния промышленных и агропромышленных объектов на природную среду, которая сразу же нашла применение на практике.

Преподаватели кафедр лесоинженерного факультета работали над проблемами повышения эффективности использования машин и механизмов в лесном комплексе, обеспечения надежности лесных машин в процессе их эксплуатации (доценты М. И. Куликов и А. В. Питухин), использования древесной коры и осадка сточных вод для выращивания посадочного материала в лесных питомниках (С. В. Родионова). Кафедра транспорта леса и геодезии (доц. А. Н. Кочанов) составила проект реконструкции дороги от Ребол до Муезерки, паспорта лесовозных дорог для Валдайского, Пяозерского, Кубовского комплексных леспромхозов. Кафедра лесного хозяйства (доц. В. Д. Коржицкий) разработала методику определения трудозатрат и затрат машинного времени на рубках в лесах первой группы в зимний период, провела хронометраж на основных операциях при выборочных рубках в лесах первой группы Олонецкого и Ладвинского леспромхозов в летний и зимний периоды. Сотрудники кафедр тяговых машин, технологии металлов и ремонта под руководством М. И. Куликова и А. В. Питухина определили показатели надежности и ремонтопригодности трактора ТДТ-100, готовившегося к серийному производству на Онежском тракторном заводе. Разработана модель стенда для статической балансировки в динамическом режиме способом вибрации. Изготовлен образец бензомоторной пилы с мягкой подвеской двигателя к раме, уменьшающей вибрацию (доц. П. Г. Яковлев).

Конференции, выставки, семинары

На базе университета ежегодно проходило более 10 республиканских и межвузовских научно-практических конференций, а также немало семинаров и совещаний, посвященных развитию науки, совершенствованию различных сторон вузовской деятельности. В 1989 г. университет организовал выставку научных приборов и оборудования чехословацкой фирмы "Ково".

Организация практики студентов

Продолжался процесс интеграции обучения с производством, перевода студентов всех специальностей на непрерывную практику по принципу совмещения учебы с производительным трудом. За факультетами были закреплены базы производственных практик на передовых предприятиях, стройках, в школах и лечебных учреждениях; установлены сроки их проведения, выделены руководители из числа преподавателей и руководящих работников предприятий и учреждений. Педагогические факультеты создали в базовых школах "малые факультеты" историков, филологов, математиков, биологов, проводили предметные олимпиады и конкурсы, развивая индивидуальные способности школьников и их интерес к знаниям.

Сотрудничество

В 1987 г. был организован филиал кафедры архитектуры на базе Карельской научно-реставрационной мастерской для подготовки инженеров-реставраторов, в 1988 г. - филиал кафедры строительного производства на базе треста "Петрозаводскстрой". В 1989 г. были созданы филиалы кафедр: отраслевых экономик - на базе отдела экономики Карельского филиала АН СССР, тяговых машин - на базе ПО Онежский тракторный завод", физики твердого тела - на базе завода "Онего". С этими предприятиями и учреждениями, а также с ТПО "Кареллес", НПО "Петрозаводскбуммаш", управлением "Главсевзапстрой", министерствами народного образования и здравоохранения были заключены договоры о прямой подготовке специалистов.

До 60% дипломных и курсовых работ студентов инженерных и сельскохозяйственного факультетов выполнялись по заявкам ведомств и предприятий и использовались затем при осуществлении конкретных производственных задач. По большинству проектов проводился патентный поиск.

В целях развития непрерывного образования в 1987 г. в университете были открыты межведомственные курсы повышения квалификации руководящих работников народного хозяйства республики (с 1990 г. - центр непрерывного образования кадров при Совмине КАССР). В 1987 г. прошли обучение 256 чел., в 1988 г. - около 500, в 1989 г. - 650.

В эти годы заметно расширилось сотрудничество университета с зарубежными вузами. На финно-угорском отделении постоянно работали преподаватели из Финляндии (М.-Л. Саастамойнен, Т. Ляхикойнен). С 1988 г. начался обмен студентами для прохождения диалектологической практики, проведения культурных программ. Выполнялись совместные научные исследования. В 1989 г. установлены контакты с университетами городов Дулут (США), Умео (Швеция), Оулу и Куопио (Финляндия). Для развития деловых связей в Финляндию выезжали профессора В. Н. Васильев, И. А. Болотников, Э. В. Ивантер, В. П. Орфинский, Л. В. Суни, 3. К. Тарланов и М. И. Шумилов, в США - профессора Р. И. Аюкаев, В. Н. Васильев и В. Н. Захаров, доценты В. Г. Гаврилов и А. И. Шишкин. Преподавателями русского языка за рубежом работали М. Я. Кривонкина (Япония), И. П. Иванова (ГДР), В. Л. Кошкаров (Вьетнам), Н. В. Тищенко (Болгария), Л. И. Рыбакова, М. К. Маркова (Англия). В длительной командировке с целью оказания помощи в организации вузовской работы находились доц. А. В. Кузнецов - в Афганистане, проф. В. С. Максимова - в Чехословакии, преподаватель А. Н. Петров - в Польше, доц. Б. Н. Ягнюк - в НДРЙ (Йемен), преподаватель В. П. Андреев - в республике Мозамбик. Ученые ПетрГУ выезжали для участия в международных симпозиумах и конференциях в Болгарию (А. Д. Хахаев, В. В. Старков, С. В. Родионова), в Польшу (А. П. Зильбер, В. В. Старков, Ю. В. Лупандин), в Венгрию (Е. В. Морозов, В. С. Суханова), в Чехословакию (А. П. Зильбер), в Югославию (В. В. Старков, Ю. Д. Хромой), в ФРГ (3. К. Тарланов). Развитие международных связей благотворно отражалось на учебном процессе и научной деятельности кафедр, оно содействовало также укреплению мира и культурному прогрессу.

Всего за 1986 - 1990 гг. университет выпустил более 4,3 тыс. молодых специалистов, в том числе 3,3 тыс. с дневного отделения. Две трети выпускников распределялось по прямым договорам с ведомствами и предприятиями. Внедряемая в то время гибкая система подготовки кадров позволяла вести обучение, ориентированное на конкретную производственную деятельность, и использовать выпускников в соответствии с их специализацией.

Продолжали расширяться деловые связи университета с производственными объединениями, предприятиями, строительными трестами, совхозами на основе договоров о творческом содружестве. В 1989 г. было заключено 60 договоров о научно-техническом сотрудничестве с предприятиями Карелии. Наиболее тесные контакты установились с подразделениями Карельского филиала АН СССР, объединениями "Кареллес", "Онежский тракторный завод", "Петрозаводскбуммаш", радиозаводом, трестом "Петрозаводскстрой".

Библиотека

Значительную работу по обеспечению НИР проделали сотрудники фундаментальной библиотеки, отдела научно-технической информации и справочно-библиографического отдела. Различными видами информационного обеспечения была охвачена практически вся научная тематика университета.

Издательская деятельность

Начавшаяся перестройка учебного процесса и научно-исследовательской работы способствовала оживлению издательской деятельности университета. В 1986 - 1988 гг. редакционно-издательский отдел ПГУ (нач. - Р. П. Кяйвяряйнен) опубликовал 538 работ общим объемом 1,3 тыс. печатных листов. Всего за эти годы в различных издательствах страны преподавателями университета было опубликовано более 2,2 тыс. работ, в том числе 20 монографий, 27 межвузовских сборников, 62 пособия, более 250 статей в центральных российских и зарубежных изданиях.

 

Последнее обновление: 20.12.2007  
 



Rambler's Top100 © ПетрГУ, 1995-2015
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Редакционный отдел: redactor@petrsu.ru, пр. Ленина, 33, каб. 216, 71-32-62
Техническая поддержка: websupport@petrsu.ru, пр. Ленина, 33, каб. 132, 71-96-91