Вы попали на старую версию сайта Петрозаводского государственного университета.
Информация не является актуальной.
Для поиска актуальной информации перейдите на новую версию сайта.

Главная страница
Контакты Поиск Обратная связь Кого спросить ПетрГУ на карте Web-ресурсы
Структура Деятельность Общая информация Документы Новости Объявления Студентам Абитуриентам


Ректорат

Советы

Управления

Факультеты и институты

НИИ

Библиотека

Международные подразделения

Учебно-научные подразделения

Учебно-производственные базы

Центры

Филиалы, Лицеи

Творческие коллективы

Производственно- хозяйственные службы


Газета "Петрозаводский университет"

"ЗОЛОТОЙ ВЕК" КАРЕЛЬСКОГО РОКА

(Продолжение. Начало в N 6-7)

К лету 1987 года в ряды членов клуба, помимо "Триала" (принятого главным образом потому, что у него был единственный на весь город сносный аппарат), "Телекса", "ОВН" и "Находки" набилось еще десятка три никому не известных команд, в большинстве своем игравших хэви-метал в стиле "Арии", причем очень плохо. Что делать со всей этой толпой, кажется, не знал и сам председатель клуба Алексей Тинкевич. Ведь клуб не имел даже своего помещения (выбитый Тинкевичем подвал одного из домов в центре города месяца через два отобрали в связи с протестом местного населения), не было ни информационной поддержки со стороны прессы, ни понимания со стороны многих чиновников городской администрации. Тем не менее в течение нескольких месяцев проходили какие-то концерты и прослушивания, закончившиеся в декабре 1987 года первым рок-клубовским фестивалем.

Фестивальные концерты проходили почти в камерной обстановке: в небольшом зальчике туркомплекса "Карелия". В организационном плане за год у нас изменилось немного: из четырнадцати групп, допущенных на фестиваль, десять были собраны на скорую руку чуть ли не накануне и работали на чистой импровизации, что явно шло в ущерб материалу. Качество звука, света, пиротехники и вообще аппаратуры тоже не улучшилось. (Лисютина, например, во время выступления трясло от электрических разрядов, как волка, включившего электрогитару не в ту розетку в одной из серий "Ну, погоди!"). Единственное, что отличало этот фестиваль от прошлогоднего, - отсутствие официозной обстановки, благодаря которой публике открывались совсем другие "звезды".

Главным скандалом и открытием фестиваля, несомненно, стал квартет "Лица" (Александр Якушев - ритм-гитара, Антон Давидян - соло-гитара, Александр Мироненко - бас, Дмитрий Кириллов - ударные), игравший чуть сыроватый, жесткий пост-панк, полный издевки над миром урбанизма и тоталитаризма. Технические недостатки музыки "Лица" умело компенсировали внешним эпатажем - в их выступлениях, как правило, участвовал шоу-дуэт "Стерео-шиза", устраивавший на сцене что-то среднее между театром абсурда и новогодним карнавалом в сумасшедшем доме. Как минимум это было весело.

Рядом с "Лицами" возникло еще одно интересное имя ~- "Трибунал". Однажды, выступая на телевидении, поэт-славянофил Иван Костин именно на фоне кадров с каким-то "трибунальским" концертом декламировал свои стихи о "нехорошей" современной молодёжи:

Лишь вечер, они озоруют.

Нескладные песни поют.

Ключи от подвалов воруют

И что-то ужасное пьют.

Слов сорок у них в разговорах,

Отсюда и в мыслях тупик,

Как будто у серых заборов

Учили с особым отбором

Наш русский могучий язык.

Лидер группы Андрей Еремкин ("Крюгер") напоминал одновременно Костю Кинчева (такого, каким мы его видели в фильме "Взломщик") и Михаила Борзыка и являл собой образ крутого и бескомпромиссного революционера, режущего правду-матку всем врагам назло. По слухам, в обычной жизни он отличался крайне неприятным, мягко говоря, характером, усугубляемым непомерным употреблением спиртного. Ни одна крупная уличная драка между панками и "металлистами" не обходилась без самого активного участия Крюгера. Но за талант ему прощалось все - даже принципиальное нежелание выступать трезвым и пение мимо микрофона. На долгие годы - вплоть до нынешнего времени - за "Трибуналом" закрепилась репутация самой экстремистской группы Карелии. Единственное, что мешало ребятам развернуться в полную мощь, - это отсутствие крепкого сыгранного состава и постоянной репетиционной базы.

Фестиваль оказался последней крупномасштабной акцией, которая была по силам измотанному тщетной борьбой за существование рок-клубу. Следующее мероприятие подобного рода взялось готовить Министерство культуры Карелии, наконец-то смекнувшее, что на роке можно неплохо заработать. На этот раз к делу подошли ответственно, даже пригласили в жюри из Питера Анатолия Гуницкого и Владимира Рекшана, и отбор участников был проведен более строго. Фестиваль прошел в марте. Питерских гостей вряд ли чем-то удалось удивить, однако те, кто заведомо считался фаворитом карельской рок-сцены, были названы таковыми устами не кого-то, а ветеранов отечественного андеграунда. "Лица" понравились больше всех, - говорил Гуницкий. - Это настоящая рок-музыка. Хотя играют ребята несколько неумело, из-за недостатка опыта и мастерства, но музыкально это наиболее сыгранная группа..." Одобрение также получил "Трибунал" и "металлическое" "Короткое замыкание", почему-то считавшееся очень перспективным, хотя и не имевшее в репертуаре ни одной запоминающейся песни.

На этом фестивале была и одна сенсация - группа из Костомукши "Неоретро". Молодой городок, построенный руками финских рабочих и долгое время делавший скромный вклад в карельскую культуру лишь в виде соленых горняцких анекдотов, неожиданно оказался второй культурной столицей Карелии, где в крепкую дружную тусовку объединились художники, поэты и музыканты. Из общей массы выделялся Артур Ефремов - поэт, композитор, клавишник "Неоретро". К началу фестиваля группа успела записать в домашней ефремовской студии два магнитоальбома: "Осязание" (1987) и "Провинциальные сюжеты" (1988), а также послать компиляцию этих альбомов "Рок-Дилетанту" А. Житинскому на конкурс журнала "Аврора" (позднее эта запись получит диплом III степени). На фестивале группа "Неоретро" была вне конкуренции, несмотря на то, что репертуар его еще казался неровным - встречались и откровенно слабые номера, похожие на подъездно-дворовую лирику. На творчество Ефремова явное влияние оказали "Аквариум", "Крематорий" и "Наутилус Помпилиус".

Но рядом с этим было и что-то свое, проявлявшееся прежде всего в мелодических находках, в поэтических образах, в необычном наборе инструментов - ведь помимо привычного для эстетики "новой волны" синтезатора, баса и саксофона в аранжировках участвовал молдавский народный инструмент най. В музыкальном плане песни поражали неожиданным синтезом рока, декаданса начала века и советского песенного официоза времен застоя. Две вещи стали со временем своеобразной местной рок-классикой - ерническое "Китайское сердце" и патетический гимн "Что с нами было", в котором говорилось примерно о том же, что и в бутусовских "Скованных одной цепью", разве что другими словами. О "Неоретро" заговорили все - даже те, кто на фестивале не был, а видел лишь фрагменты видеозаписи. Было очевидно, что наши земляки наконец-то научились создавать нечто неординарное и оригинальное.

А рядом с "Неоретро", на том же самом фестивале, почти незамеченным прошел дебют одной карельской команды, которой в дальнейшем суждено было сделаться самой настоящей поп-звездой республиканского масштаба. Я говорю о "Прикладном искусстве".

(Продолжение следует)

Олег ГАЛЬЧЕНКО



Последнее обновление: 10.03.2006  
 



Rambler's Top100 © ПетрГУ, 1995-2015
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Редакционный отдел: redactor@petrsu.ru, пр. Ленина, 33, каб. 216, 71-32-62
Техническая поддержка: websupport@petrsu.ru, пр. Ленина, 33, каб. 132, 71-96-91