Вы попали на старую версию сайта Петрозаводского государственного университета.
Информация не является актуальной.
Для поиска актуальной информации перейдите на новую версию сайта.

Главная страница
Контакты Поиск Обратная связь Кого спросить ПетрГУ на карте Web-ресурсы
Структура Деятельность Общая информация Документы Новости Объявления Студентам Абитуриентам


Ректорат

Советы

Управления

Факультеты и институты

НИИ

Библиотека

Международные подразделения

Учебно-научные подразделения

Учебно-производственные базы

Центры

Филиалы, Лицеи

Творческие коллективы

Производственно- хозяйственные службы


  ТИС (Театр Имени Сунгурова)


Отзывы и рецензии на последние работы театра

Иосиф Гин "Возрождение"
"Петрозаводский университет" 17.03.2006 год.

Я не театральный человек, не театрал. А вот когда услышал от Валерия Ананьина, что восстанавливается, будет работать старый наш студенческий театр Петрозаводского университета ТИС (театр имени Ю.А.Сунгурова), то решил, что обязательно пойду на первый же спектакль. Почему? Потому что помню со студенческой давней - пятидесятилетней - моей поры тот сунгуровский студенческий театр. И всё-таки - в первую очередь из-за того, что за всем этим сейчас стоит Валерий Ананьин, которого давно знаю как оригинального поэта и настойчивого поэта-переводчика, знатока Шекспира и Генриха Гейне, театрального и телевизионного режиссёра. Я ему благодарен за последние годы на телевидении, когда Валерий Ананьин был режиссёром моих "Литературных пристрастий", - внимательным и деликатно-требовательным мастером.

И вот я на спектакле, сижу в нашем весьма прохладном актовом зале. У пьесы очень запоминающееся название "Ванька-Каин". Имя автора - Константин Скворцов - мне ничего не говорит. Валерий Ананьин давно знает эту пьесу, со времени её публикации в журнале "Театр" (в первые годы перестройки) и всё мечтал её поставить. Среди играющих и создающих спектакль встретил и знакомые имена Сергея Фомина и Георгия Михайлюка.

В первом ряду вижу ректора Виктора Николаевича Васильева с большим букетом цветов. Хорошо. Значит, и для него это праздник.

С самого начала спектакль видится простым и оригинальным. По авансцене проходит актёр с большой надписью на картоне (как во времена Шекспира) "Притон", а в следующей сцене надпись уже говорит, что мы наблюдаем двор императрицы Елизаветы Петровны посреди ХVIII столетия. Актёры тут же, на наших глазах немного преображаются - и действие без суеты идёт дальше. И даже до того, как я прочитал в программе, что это "драматическая версия театра ПетрГУ ТИС" и что "автор драматической версии пьесы и постановщик Валерий Ананьин", - до всего этого я почувствовал, как спектакль дышит современными аллюзиями. И в такой атмосфере нет ничего удивительного, что вор и бандит Ванька-Каин становится в итоге нужным человеком при дворе императрицы. То есть, нет непроницаемой стены между воровским притоном и высшей властью в императорском государстве.

Спектакль сыграли ветераны студенческого театра. Это только начало его возрождения. А следующий спектакль сыграет новое, молодое поколение студентов. И это хорошо. И ещё хорошо, что ветераны так горячо сыграли - значит, они и впредь будут жить в этом возрождённом театре вместе с молодыми студентами-актёрами. В добрый путь!

****

Борис Гущин "Бывали хуже времена...
"Лицей" №4 (апрель) 2006 год.

Наконец-то после многих лет молчания ТИС - любительский театр имени Ю.А.Сунгурова Петрозаводского государственного университета - порадовал зрителей долгожданной премьерой - спектаклем ветеранов театра, звёзд студенческой сцены 1960-1980-х годов, по пьесе Константина Скворцова "Ванька-Каин". Поставил спектакль в своей версии художественный руководитель театра Валерий Ананьин.

Пьеса, написанная лет двадцать назад, не показалась в то время интересной большинству театральных Деятелей. Мне, во всяком случае, не известны её постановки на российской сцене. Зато сейчас текст пьесы, дополненный поэтическими вставками режиссёра, приобрёл если не современное (а, на мой взгляд, современны Шекспир, Чехов, Мольер и остальные классики), то уж точно яркое, обжигающее, злободневное звучание. Недаром действие спектакля неоднократно прерывалось аплодисментами, что в драматическом театре встречается не часто. И в этих аплодисментах прежде всего повинен текст, а уж потом актёры. Спектакль напомнил слова Некрасова: "Бывали хуже времена, но не было подлей".

Имей же стыд!
И мы ведь не кремни.
Грабь, убивай,
Но царское верни.

(Из спектакля)

Студенческий театр ПетрГУ вырос из драматического кружка 1952 года, которым долгие годы руководил заслуженный артист России, актёр Русского театра драмы Юрий Александрович Сунгуров, великолепный театральный педагог.

Я счастлив тем, что в студенческие годы играл у Юрия Александровича, и нас (меня в том числе) неизменно хвалили и зрители, и критики. На первых курсах Юрий Александрович был для меня преподавателем номер один. Сколько тепла, заботы, участия, приобщения к театру каждый из нас видел от Юрия Александровича! Постановщик спектакля "Ванька-Каин" Валерий Ананьин, мой коллега по театру с 1962 года, любимый актёр и ученик Юрия Александровича, возглавил театр после его смерти.

У нашего театра был и есть ряд особенностей, главная из которых для меня заключается в словах Юрия Александровича: "Не забалтывайте текст. Главное в театре - это рождение мысли, и я хочу это видеть". И вот этим-то рождением мысли, облечённой в лёгкую сценическую форму, всегда отличался и отличается наш студенческий самодеятельный театр. Правда, на мой взгляд, сегодняшний спектакль наших ветеранов сценически несколько тяжеловат. Но никто не вправе бросить за это камень в пятидесятилетних актёров - некоторые из них не выходили на сцену более двадцати лет. Зато мысль, идея, разум доносятся у них до зрителя так, как я давно уже не ощущал в профессиональных театрах.

Герой пьесы Ванька-Каин (Сергей Фомин) - лицо сколь историческое, столь и полулегендарное, фольклорное. "Я - национальный герой, и обо мне поют народные песни". Действительно, был такой выдающийся русский бандит при Елизавете Петровне, одновременно тайный осведомитель и сотрудник сыскного приказа, этакий "оборотень в погонах", редкостный иуда-предатель даже по тем давним временам.

За так - не предаю.
(Из спектакля)

В наше время похождения подобного типа на сцене завораживают так, что дух захватывает, тем более что Фомин создаёт образ с таким разнообразием психологических нюансов, особенно во время, казалось бы, немедленного разоблачения героя, что только диву даёшься, как этому подлецу, вновь удаётся выкрутиться. Даже больше - стать приближённым самой императрицы. Этакий, типичный новорусский путь в высшее общество. Хочешь, не хочешь, а на память приходит "Ричард 111" Шекспира. И память эту вызывает феномен актёрского дара Сергея Фомина. Феномен этот - заполненные паузы. Чем дольше молчит актёр, тем напряжённее действие. Причём ни одна мощная пауза не провисает в пустоте напряжённого внимания. Это достаточно редкое качество для современного актёра.

Радует, что старые звёзды не растеряли самых ярких особенностей своих былых амплуа. Елена Филиппова (Елизавета Петровна) никогда не комикует специально, но врождённое чувство юмора, иронии и самоиронии (чувство, редчайшее для современной актрисы) позволяет зрителю всегда воспринимать её героинь с улыбкой. При всём при том актриса обладает особой статью и манерой, позволяющей играть даже императриц.

Всегдашний злодей на сцене Игорь Зловидов в роли Кнута-атамана - бандит-бандитом, но по сравнению с Ванькой - Каином у зловидовского героя присутствуют и явно тёплые тона: и верная любовь к Марфе (Светлана Пальшина), и преданность кровному братству, и какое-то своеобразное благородство. Бандитское, конечно, но всё же. Григорий Ицковский (генерал-полицмейстер Татищев) удовлетворяет зрительское любопытство уже своей вальяжной внешностью и достаточно лапидарными, но тем не менее выразительными манерами царедворца. Достаточно вспомнить, как в финале шутливым тычком в живот Ваньки-Каина он, похоже, мирится с появлением нового фаворита императрицы, человека, которому он готов плюнуть в лицо, но всё же полностью принимает его цинизм.

Ты будешь жить в
остроге иль хоромах,
Коль у тебя разбойники
друзья.

(Из спектакля)

Интересны Георгий Михайлюк в роли "непьющего" интеллигента, подрывающего этим самым устои государства, и Сергей Семанов - самогонщик, который подрывает эти же устои по причинам прямо противоположного свойства.

Все актёры, кроме Фомина, Филипповой и Ицковского, играют по несколькуролей и демонстрируют достаточное умение актёрского перевоплощения.

Всяческих похвал заслуживают Юрий Максимов, Александр Титов, Лилия Теплова, Нина Кобрина и Светлана Пальшина, которых помнят и любят университетские зрители старшего поколения.

Сценография, декорации, музыкальное оформление спектакля сделаны самими ветеранами: Григорием Ицковским, Сергеем Фоминым, Александром Мешковым и Георгием Михайлюком. Скромность декораций, звука и света вполне компенсируются драматургическим материалом в исполнении любимых артистов из интеллигентного народа.

****

Екатерина Габалова "Но тень моя светла..."
"Петрозаводский университет" 7.04.2006 год.

"Когда теряешь очки, это конечно, неприятно. Но вместе с тем и прекрасно - в сумерках вся моя комната представляется не такою, как обычно", - этими словами Учёного начинается сказка Е. Шварца "Тень". 31 марта она была сыграна студенческим театром им. Ю.А.Сунгурова.

Спектакль длился около 3-х часов, и на это время зрители тоже будто потеряли очки и погрузились в сказочную атмосферу удивительного, особенного мира, мира театра.

В программах и на афишах постановка называлась "Несказка в 3-х действиях". Действительно, именно потому, что это несказка, она и актуальна до сих пор и можно с большой долей уверенности сказать, что не устареет никогда. Пусть меняются костюмы, эпохи, но человек остаётся прежним: он неразлучен со своей тенью (своеобразным материализованным символом своих недостатков), но у него всегда есть выбор "отбрасывать" её или становиться с ней одним целым, принимать в свою жизнь и играть по её правилам. Об этом выборе и напомнила зрителю постановка "Тени". - Спасибо вам за это. - Мне хочется предупредить вас. Не сердитесь... вы театр, а я простая девушка. Но только... я могу рассказать вам кое-что известное мне (как зрителю), но неизвестное вам. Простите мне мою дерзость.

Мне действительно есть что сказать - с позиции зрителя. А заранее извинилась за дерзость перед актёрами (словами Аннунциаты), потому что когда-то и мне посчастливилось стоять на сцене, чувствовать это - ничем не унимаемое волнение, благоговейный страх перед сценой, и я знаю, сколько приходится трудиться перед тем, как выступить с постановкой.

И всё-таки... после долгих предисловий, что же это было?

Интересным и неожиданным было музыкальное оформление: в начале и конце каждого действия выходил молодой человек с гитарой и живым исполнением новой песни открывал часть спектакля или подводил своеобразный итог только что сыгранному. А уж о песне милейшего палача не расскажешь - это просто нужно видеть. Песни Юлии Джулии "Отчего я не лужайка?" и, конечно, её изумительное исполнение наверняка останется в сердцах зрителей надолго (честно говоря, самим захотелось стать лужайкой).

Комические эпизоды были очень яркими, а некоторые сыграны просто блистательно. Я думаю, актёры и сами это поняли по несмолкаемому хохоту в зале. Но что порадовало меня больше всего, так это то, что каждый актёр в своей роли нашёл какую-то изюминку, что-то незабываемое и неповторимое. И в этом дошёл до конца, сыграл на сто процентов.

Искренность и детскость в глазах Учёного, преданность в глазах Аннунциаты, яркое появление Цезаря Борджиа, удивительная жеманность в движениях Юлии Джулии, чеканный шаг и улыбка капрала, позы министра финансов и многое, многое другое.

- Спасибо вам за это (кто видел спектакль, тот меня понимает).

А о промахах каждый актёр знает лучше зрителей и критиков. На что они не обратят внимание, он увидит. Но одну ложечку дёгтя всё-таки придётся добавить (вот она, моя дерзость) Сама когда-то столкнувшись с этой проблемой, до сих пор не знаю, как её решить. Это руки. Как ни странно, именно руки. Свои собственные руки предательски болтаются или повторяют одни и те же движения. Будто кто-то решил подшутить и прикрепил к твоему телу чужие руки, которые не подчиняются никаким приказам и делают то, что им заблагорассудится. Но я думаю, что ребята со всем справятся. Ведь это была премьера, а для многих из них ещё и первый выход на сцену.

А для первого раза получилось просто отлично, хотя нет предела совершенству. Как сказал мне художественный руководитель театра В.З.Ананьин, постановка была показана в рамках фестиваля-марафона творческой молодёжи "Заряд гениальности" в номинации "Молодёжный театр". Все участники стали лауреатами, а дипломы вручала сама Л.Ф.Живых. По моему, это-то уж точно зарядит гениальностью.

****

Людмила Белая "Это моя вторая встреча..."
"Петрозаводский университет" 7.04.2006 год.

Спектакль по пьесе Евгения Шварца "Тень" - это моя вторая встреча со студенческим театром ТИС. "Несказка в 3-х действиях" мне очень понравилась. Молодые артисты не побоялись взяться за такое большое произведение ( представление длилось около трёх часов) Актёры-студенты полностью погружали зрителей в мир сказки, разыгрываемой на сцене.

Конечно, чувствовалось волнение, бывали оговорки, а певцы иногда попадали не в такт. Но общее впечатление от спектакля просто волшебное. Ведь игра человека в театре всегда сказка. Особенно, если в реальной жизни ты студент, инженер, врач, а на сцене можешь быть королём, министром, придворным или даже тенью.

Само произведение Шварца очень философично. Действительно, мы со своей тенью неразрывны, но в то же время тень - это отражение наших тёмных сторон. Кто важнее: человек или тень - второе "я" человека? Тень может лежать у ног, подниматься до крыш и бежать впереди, может быть совсем маленькой.

Кто больше и важнее: тень или человек?

Всё же человек важнее, потому что он реальный, а тень - это ничто, иллюзия, суррогат. Автор пьесы и участники спектакля говорят нам, что нельзя идти за манящей иллюзорной подделкой. Нужно жить реальностью, но в то же время верить в сказку.

 

Последнее обновление: 07.02.2008  
 



Rambler's Top100 © ПетрГУ, 1995-2015
При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Редакционный отдел: redactor@petrsu.ru, пр. Ленина, 33, каб. 216, 71-32-62
Техническая поддержка: websupport@petrsu.ru, пр. Ленина, 33, каб. 132, 71-96-91