ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
бухгалтера отдела расчетов с юридическими и физическими лицами
Управления бухгалтерского учета и финансового контроля
Акулининой Надежды Владимировны
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности,
права и ответственность бухгалтера отдела расчетов с юридическими и физическими
лицами.
1.2. Должность бухгалтера отдела расчетов с юридическими и физическими лицами
Управления бухгалтерского учета и финансового контроля относится к категории АУП
(административно-управленческого персонала) Петрозаводского государственного
университета.
1.3. На должность бухгалтера отдела расчетов с юридическими и физическими лицами
назначается лицо, имеющее образование не ниже средне-специального и стажа работы
по специальности не менее 1 (одного) года.
1.4. Бухгалтер отдела расчетов с юридическими и физическими лицами назначается
на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым
законодательством порядке приказом Ректора.
1.5. Бухгалтер отдела расчетов с юридическими и физическими лицами подчиняется
непосредственно начальнику отдела расчетов с юридическими и физическими лицами.
1.6. Бухгалтер отдела расчетов с юридическими и физическими лицами должен знать:
- законодательство о бухгалтерском учете;
- постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и
нормативные материалы вышестоящих, финансовых и контрольно-ревизионных органов
по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, а также
касающиеся хозяйственно-финансовой деятельности университета;
- гражданское право, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство;
- структуру университета, стратегию и перспективы его развития;
- положения и инструкции по организации бухгалтерского учета на предприятии,
правила его ведения;
- порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам учета;
- формы и порядок финансовых расчетов;
- методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности
университета, выявления внутрихозяйственных резервов;
- порядок приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств,
товарно-материальных и других ценностей;
- правила расчета с дебиторами и кредиторами;
- условия налогообложения юридических и физических лиц;
- порядок списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской
задолженности и других потерь;
- правила проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных
ценностей;
- порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности;
- правила проведения проверок и документальных ревизий;
- современные средства вычислительной техники и возможности их применения для
выполнения учетно-вычислительных работ и анализа производственно-хозяйственной и
финансовой деятельности университета;
- передовой отечественный и зарубежный опыт совершенствования организации
бухгалтерского учета;
- экономику, организацию производства, труда и управления;
- основы технологии производства;
- рыночные методы хозяйствования;
- законодательство о труде;
- правила и нормы охраны труда,
- правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и
противопожарной безопасности.
1.7. Бухгалтер отдела расчетов с юридическими и физическими лицами должен
владеть компьютером на уровне уверенного пользователя, в том числе компьютерными
программами по бухгалтерскому учету.
1.8. Бухгалтер отдела расчетов с юридическими и физическими лицами должен
обладать коммуникабельностью, энергичностью, позитивным настроем.
1.9. В период временного отсутствия бухгалтера отдела расчетов с юридическими и
физическими лицами его обязанности распределяются между сотрудниками отдела.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
2.1. Бухгалтер отдела расчетов с юридическими и физическими лицами должен
выполнять следующие специальные профессиональные обязанности:
2.1.1. Выполняет порученный участок работы по бухгалтерскому учету.
2.1.2. Ведет аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, прочими
дебиторами и кредиторами, по каждому выставленному счету отдельно по каждому
контрагенту с разбивкой по заключенным договорам.
2.1.3. Не допускает зачета авансов, выданных по одним договорам (счетам), и
кредиторской задолженностью перед теми же лицами по другим договорам (счетам).
2.1.4. Систематически следить за тем, чтобы в учете предприятия одни и те же
контрагенты не числились под разными наименованиями ввиду, в том числе,
неполностью идентичного написания их названий.
2.1.5. Строит аналитический учет на счетах учета расчетов таким образом, чтобы
была обеспечена возможность получения необходимых данных по:
- поставщикам и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
- поставщикам по неотфактурованным поставкам;
- авансам выданным;
- поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам
по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому
кредиту и др.
2.1.6. Умеет правильно классифицировать расходы в целях правильного их
разнесения по счетам затрат.
2.1.7. В случае неполучения в установленные сроки первичных учетных документов,
подтверждающих понесенные организацией расходы, которые, исходя из условий
заключенных договоров, должны поступить, предпринимает меры к выяснению причин
их непоступления.
2.1.8. В случае наличия в организации нормативов на те или иные расходы (ремонт
основных средств, техническое обслуживание и пр.) следит за тем, чтобы указанные
нормативы не превышались, а в случае превышения докладывает об этом главному
бухгалтеру.
2.1.9. В случаях приобретения идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) в
течение непродолжительного периода времени по ценам, отличающимся друг от друга
более чем на 20 процентов, контролирует обоснованность таких отличий в ценах с
учетом положений статьи 40 Налогового кодекса РФ (т.е. с учетом, в том числе,
таких факторов, как объем поставки, сроки осуществления платежей и пр.). В
случае отсутствия оснований для таких отличий в ценах докладывает об этом
главному бухгалтеру организации.
2.1.10. Ведет учет договор по капитальному и текущему ремонту.
2.1.11. Работает с материально ответственными лицами, составляет доверенности на
получение материальных ценностей.
2.1.12. Анализирует заключенные договора на предмет определения момента перехода
права собственности на реализуемое имущество (в момент передачи имущества, в
момент его оплаты и пр.) в целях правильного определения сроков формирования
доходов от реализации и списания реализуемого имущества в расходы.
2.1.13. Умеет отличать договора купли-продажи, поставки, розничной
купли-продажи, агентские и комиссионные договора, договора поручения.
2.1.14. В целях проведения инвентаризации обязательств составляет акты сверки
расчетов с покупателями (заказчиками) и направляет их им для подписания.
2.1.15. Отслеживает возврат покупателями (заказчиками) актов сверки. В случае их
невозврата информирует об этом главного бухгалтера.
2.1.16. При наличии расхождений в сальдо взаиморасчетов с контрагентами
проверяет правильность отражения первичных документов на счетах бухгалтерского
учета в организации, а также полноту их отражения. При выявлении ошибок
производит соответствующие исправления в учете. Если по актам сверки выявляются
неурегулированные суммы, докладывает об этом главному бухгалтеру.
2.1.17. Систематически следит за тем, что в накладных на отпуск товаров
покупателям, актах выполненных работ (услуг) правильно выделялся подлежащий
уплате в бюджет НДС или указывалось, что стоимость товаров (работ, услуг)
установлена без НДС.
2.1.18. Производит ввод первичных документов по расчетам с дебиторами и
кредиторами.
2.1.19. Контролирует целевое расходование бюджетных средств.
2.1.20. Обеспечивает сохранность документов бухгалтерского учета.
2.1.21. Оформляет документы бухгалтерского учета для передачи в архив.
2.1.22. Замещает по приказу отсутствующих бухгалтеров.
2.1.23. Поддерживает на рабочем месте атмосферу вежливости и доброжелательности.
2.1.24. Соблюдает трудовую и производственную дисциплину, правила и нормы охраны
труда, требования производственной санитарии и гигиены, требования
противопожарной безопасности, гражданской обороны.
2.1.25. Исполняет распоряжения и приказы непосредственного руководства и
администрации университета.
3. ПРАВА
3.1. Бухгалтер отдела расчетов с юридическими и физическими лицами имеет право:
3.1.1. Вносить на рассмотрение начальника отела предложения по совершенствованию
работы связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.1.2. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к
вопросам деятельности бухгалтера отдела расчетов с юридическими и физическими
лицами.
3.1.3. Знакомится с проектами решений руководства университета, касающимися его
деятельности.
3.1.4. Требовать от руководства университета оказания содействия, в том числе
обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных
документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
3.1.5. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и
организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности,
входящей в компетенцию бухгалтера отдела расчетов с юридическими и физическими
лицами.
3.1.6. Представлять интересы университета в сторонних организациях по вопросам,
относящимся к компетенции бухгалтера отдела расчетов с юридическими и
физическими лицами.
3.1.7. Иные права, установленные действующим трудовым законодательством.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
4.1. Бухгалтер отдела расчетов с юридическими и физическими лицами несет
ответственность в пределах, установленных законодательством Российской
Федерации, за:
4.1.1. Правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности.
4.1.2. Причинение материального ущерба университету.
4.1.3. Невыполнение своих функциональных обязанностей, а также работу
подчиненных ему работников по вопросам их производственной деятельности.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии работы на вверенном участке,
показатели финансово-хозяйственной деятельности, несвоевременное предоставление
различных сведений и отчетности.
4.1.5. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений Главного бухгалтера и
администрации университета.
4.1.6. Необеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.1.7. За разглашение сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну.
5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
5.1. Режим работы бухгалтера отдела расчетов с юридическими и физическими лицами
определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка,
установленными в университете.
5.2. В связи с производственной необходимостью бухгалтер отдела расчетов с
юридическими и физическими лицами может выезжать в служебные командировки (в
т.ч. иногороднего значения).